Территория Северной Осетии–Алании, в том числе  ущелья ,на которых сейчас расположены особо охраняемые  природные территории , были заселены  в глубокой древности. Известны памятники каменного века, эпохи бронзы и раннего железа (кобанская культура), раннего и позднего средневековья. Здесь сохранилось более 1000 историко-культурных объектов материальной и духовной культуры осетин – башни, замки (укрепленные усадьбы), церкви, святилища, усыпальницы, ирригационные системы и др. Одной из важнейших задач является пропаганда и сохранение памятников истории и культуры, которые по праву считаются лицом, философией и душой народа.

В границах Северо-Осетинского государственного природного заповедника, его охранной зоны, и Федерального ландшафтного заказника «Цейский»  расположены уникальные историко-культурные объекты которые можно посетить. 

Человек с глубокой древности использовал для стоянок естественные скальные убежища – пещеры, гроты, навесы. Наиболее известным из них является мезолитическая пещерная стоянка Сау-Лагат в урочище Фаскау близ селения Дзивгис. В эпоху средневековья некоторые пещеры и гроты были укреплены массивными фасадными стенами и превращены в скальные крепости (Дзивгис, Урсдон, Нузал и др.)

Через Алагирское ущелье по трассе Военно-Осетинской дороги  (современная Транскавказская автомагистраль) проходил один из древнейших  военно-торговых перевальных путей в Закавказье. На выходе  Касарского ущелья в Зарамагскую котловину сохранились фрагменты мощной заградительной стены, сооруженной предположительно в VI–VIII вв., по-видимому, защищавшей Закавказье от вторжений из Предкавказья, и функционировавшей длительное время. Там же располагался комплекс других оборонительных (скальные укрепления), хозяйственных и культовых сооружений. Место это, называемое осетинами Галфандаг, упоминается в научной литературе.

Ниже по течению Ардона на его левом и правом берегах сохранились таможенные заставы, ограничивавшие владения рода Царазонта. Первая из них, Зылындуар (Кривые ворота), перекрывала выход из Касарского ущелья в Туалгом (Зарамагская котловина) и далее – в Грузию; вторая – Чырамад, расположенная в урочище Шуби, близ Зинцара, – перекрывала дорогу ведущую с равнины.

Оборонительная стена, аналогичная Касарской в Алагирском ущелье, существовала и в расположенном восточнее Куртатинском ущелье. Согласно ранним описаниям она была укреплена шестью боевыми башнями и имела протяженность 335 м. Остатки похожих заградительных стен, фланкированных с обеих сторон скальными (пещерными) укреплениями, отмечены выше по ущелью у селения Бугултыкау.

Культовые памятники средневековой Осетии представлены рощами, отдельно стоящими деревьями, валунами, пещерами, святилищами, стелами и пр.

Особым почитанием у осетин издавна пользовалась реликтовая роща Хетага близ с. Суадаг. Не менее почитаемым было и святилище Реком в Цее – уникальный памятник деревянного культового зодчества. Не так далеко от Рекома находились святилища Сидан, Мыкалгабырта (Касарское ущ.), Таранджелос (Мамисонское ущ. с. Тиб), упоминаемые в Нартском эпосе. Оригинальное трех-ярусное ступенчатое святилище расположено в с. Лисри (Мигдау-дзуар). Есть и другие очень почитаемые святилища, например, в селениях Тапанкау (Хохы-дзуар), Тиб (Уацилла-дзуар) и др.

Для Туалгома (Зарамагская котловина или Южно-Юрская депрессия) характерны одно-зальные церкви, облицованные травертиновыми (туфовыми) квадрами, – в Зругском ущелье (Мады Майрам), в селениях Тли, Регах, Нар. Все они возведены в XI–XIII веках и воплотили в себе лучшие черты грузинского церковного зодчества. Интересны и небольшие одно- и двухкамерные осетинские церкви (часовни), повсеместно сооружавшиеся в XIV–XVIII вв. Их венчают плоские или двухскатные кровли; фасады прорезаны узкими оконцами, иногда декорированы петроглифами, красочными рисунками, лепниной. Самой интересной из них является Нузальская часовня, сохранившая в интерьере фрески. Предполагают, что в часовне был погребен последний алано-осетинский князь Ос-Багатар.

Своеобразие ландшафта заповедника определяют и горные селения, в которых боевые и жилые башни обычно доминируют над прочими постройками. Зачастую селения (Цимити, Даллагкау, Лисри, Тиб, Кесатыкау и др.) представляют собой неповторимые архитектурные ансамбли замкового типа. Социально-политическая и экономическая обстановка, сложившаяся в пост-монгольской Осетии, определили необходимость возведения боевых башен, защищавших их владельцев от внешних врагов и внутренних усобиц. Практически в каждом селении сохранилось от одной до восьми и более башен, иногда с машикулями – навесными балкончиками над бойницами, предохранявшими воинов от выстрелов осаждающих. Высота некоторых башен достигает 18–21 м, хотя большинство гораздо ниже.

Неизменным атрибутом горных селений Осетии являются окружающие их могильники, особенно склеповые, сооружавшиеся в так называемых Солнечных долинах, котловинах с сухим климатом между Скалистым и Боковым хребтами. На старых кладбищах встречаются мемориальные памятные столбы (цырты), сложенные или вырезанные из камня. Отмечены кресты: сланцевые и высеченные из травертина (отложений углекислых минеральных источников), на которых сохранились отпечатки листьев березы, ивы и других растений. Встречаются и более древние грунтовые могилы, каменные ящики и катакомбы аланского времени.

Территория Национального  парка « Алания» представляет собой уникальный музей под открытым небом.

Более 150 объектов культурного наследия федерального статуса, в том числе 9 комплексов со 114 объектами. Региональный статус имеют 25 объектов культурного наследия.

Здесь расположена одна из самых высоких оборонительных сооружений – Башня Абисаловых в с. Махческ, на высокой скале Далдзагатикубус. Она представляет собой шестиярусную башню, построенную над селением на обзорной высоте, удобной как для наблюдения, так и для обороны. Ее окружают жилые и хозяйственные сооружения, входившие некогда в единый архитектурный ансамбль.  Высота башни (по юго-восточной стене) – 19 м.

Сложенная из камня башня один из наиболее распространенных видов памятников материальной культуры горной Осетии. У башни Абисаловых археологом Е. Г. Пчелиной была  обнаружена так же  круглая  гладкая
плита с высеченным на ее поверхности рисунком лабиринта, получившего впоследствии название Махческого лабиринта. По легенде  лабиринт является планом жилища хитроумного Сырдона, героя Нартского эпоса.
Современный исследователь лабиринтов Т. Хетагуров, приведя математические и астрономические доказательства, с уверенностью заявил, что «лабиринт, высеченный на камне, мог служить в качестве солнечного календаря, которым осетины пользовались еще в XIX веке». В настоящее время камень с изображением лабиринта хранится в Национальном музее РСО–Алания.

На въезде в парк в окрестностях с. Мацута  когда-то был средневековый некрополь, и в нижней части селения от него сохранились склепы и цырты. В верхней части села можно увидеть два средневековых цырта из цельных плит.

Здесь же на развилке дорог, ведущих в селения Махческ и Стур-Дигору, расположен полуподземный склеп, с гладкой фасадной стеной. Сложен он из разноразмерных камней на известковом растворе, по бокам – развалы подпорных стенок. Склеп, принадлежавший по преданиям нарту Сослану, Склеповые сооружения – наиболее уцелевшие исторические памятники. В склеп, вместе с умершим, клали принадлежавшие ему предметы, оружие и украшения. В 30-х годах XIX столетия были прекращены погребения в склепах, их заменили каменные поминальные стелы (цырты), а ранее сопровождавшие умершего предметы теперь изображались на фасаде стелы в виде рисунков и надписей.

На юго-западной  окраине селения Ахсау можно осмотреть боевые башни фамилий Телакуровых, Бузоевых и Тегаевых. Эти боевые башни-укрепления отличаются формой и конструкцией от других башен Горной Дигории.

На северной окраине  с. Дзинага, на правом берегу  р. Астаудон  выделяются три нетипичной архитектуры наземных склепа, с шаровидным каменным навершием с восьмигранным перекрытием, напоминающие склепы  с. Фаснала , аналогам которых нет в соседних ущельях.  

Оборонительные  сооружения с. Куссу представлены полуразрушенными боевыми башнями Таймазовых, Кантемировых. В центре с. Стур-Дигоры, башня Хаймановых. В Горной Дигории в средневековье традиционно складывались активные отношения с Имеретинским грузинским царством. Об этом влиянии говорят  христианские кресты на сохранившихся средневековых башнях Кертибиевых в с. Камата и Цакоевых в с. Уакац.

По дороге к Кионскому перевалу лежит самое крупное  в этом районе  с. Галиат. Предполагают, что в древности здесь проходил отрезок Великого  Шелкового  пути, в наши дни удалённость от главных дорог  позволило сохранить  в этом уголке  Осетии типичное средневековое поселение.

Получить разрешение